Предоставление в аренду имущества, переданного в оперативное управление или хозяйственное ведение
Без согласия собственника договор не заключайте
Унитарное предприятие и учреждение, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в тех пределах, которые определены законодательством, целями деятельности этих юридических лиц, а также заданиями собственника имущества и назначением самого имущества (ст. 276–277 ГК).
ГК ограничивает права унитарного предприятия и учреждения на свободное распоряжение имуществом, переданным ему собственником в хозяйственное ведение или оперативное управление.
Указанное ограничение выражается в необходимости выражения согласия собственника имущества распоряжаться имуществом, закрепленным за указанными выше унитарными предприятиями и учреждениями, в т.ч. путем сдачи такого имущества в аренду.
Однако положений, однозначно определяющих, каким образом собственник должен выразить свое согласие на передачу в аренду имущества, находящегося у лица на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, ГК не содержит.
Такое согласие может быть выражено либо путем указания в уставе унитарного предприятия или учреждения на право сдачи в аренду имущества, переданного собственником унитарному предприятию или учреждению, либо путем принятия решения (распоряжения, письма и т.п.) собственника о согласии на заключение договора аренды.
Например, в уставе унитарного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия (п. 7 ст. 114 и часть первая п. 3 ст. 276 ГК).
Если унитарное предприятие заключит сделку с превышением полномочий, установленных уставом, то такая сделка является оспоримой и может быть признана недействительной по иску самого предприятия или собственника имущества, но не любого заинтересованного лица. Если собственник имущества одобрит договор аренды, в т.ч. последующий, то это исключает признание такой сделки недействительной (ст. 184 ГК).
Обратите внимание, если переданное в хозяйственное ведение имущество является единственным активом унитарного предприятия, то при предоставлении такого имущества в аренду унитарное предприятие не сможет осуществлять предусмотренную уставом деятельность.
Представляется, что в случаях, когда действия унитарного предприятия по сдаче в аренду имущества, непосредственно занятого в производственном процессе предприятия, приводят к невозможности использования имущества собственника по целевому назначению, такие сделки могут быть признаны недействительными по основаниям, предусмотренным ст. 169 ГК, вне зависимости оттого, совершены они самим предприятием или с согласия собственника (уполномоченного им лица).
Учреждение также не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (п. 1 ст. 279 ГК). Поэтому на учреждении также лежит обязанность согласования сделок по передаче в аренду закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества.
При заключении договора аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, отсутствие согласия собственника влечет ничтожность договора в силу ст. 169 ГК, как не соответствующего требованиям ст. 579 ГК.
Аукцион – основное условие аренды
Здания и изолированные помещения, находящиеся в республиканской собственности, подлежат сдаче в аренду путем проведения аукциона. Такое требование содержится в пп. 4 и 5 Положения о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности, утвержденного Указом Президента РБ от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом».
Таким образом, получая согласие собственника на заключение договора аренды имущества, не забудьте в согласии отразить его позицию об условиях проведения торгов в форме аукциона.
Государственная регистрация «права» и договора аренды
Как известно, право хозяйственного ведения или оперативного управления возникает с момента передачи имущества унитарному предприятию или учреждению (п. 1 ст. 280 ГК).
В связи с этим возникает вопрос: вправе ли лицо, во владении которого находится имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставлять его в аренду до государственной регистрации такого права в БРТИ? Ведь, как мы знаем, в отношении недвижимого имущества законодательством установлен специальный порядок возникновения (перехода) права хозяйственного ведения и оперативного управления, суть которого заключается в государственной регистрации.
Пределы полномочий собственника имущества
Законодательство не содержит прямого запрета на распоряжение собственником своим имуществом (в т.ч. посредством сдачи его в аренду), переданным в хозяйственное ведение или оперативное управление. Собственник не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении унитарного предприятия (ст. 276 ГК).
Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом (п. 2 ст. 277 ГК). Поэтому собственник имущества, переданного учреждению в оперативное управление, не вправе самостоятельно сдавать его в аренду без изъятия этого имущества из права оперативного управления независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
С момента регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления в отношении арендованного имущества права по нему переходят к новому арендодателю (лицу, которому передано право хозяйственного ведения или оперативного управления), в т.ч. право на обращение с требованиями в отношении данного имущества (ст. 588 ГК).
При этом следует иметь в виду, что собственник арендованного имущества, не являющийся арендодателем, все же вправе истребовать имущество, переданное в оперативное управление: изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 277 ГК).
Внимание! Предъявление требований непосредственно собственником имущества, а не унитарным предприятием или учреждением, которым имущество передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, истребовать свое имущество из чужого незаконного владения согласуется с положениями ст. 282 ГК, которая дает такое право собственнику.
www.gb.by
3. Правомочия собственника имущества, переданного в оперативное управление (хозяйственное ведение), при сдаче его в аренду
В ГК РФ нет прямого ответа на вопрос, вправе ли собственник имущества, переданного в хозяйственное ведение (оперативное управление), самостоятельно распоряжаться им, в том числе сдавать его в аренду.
Суды по-разному подходят к решению вопроса о том, вправе ли собственник имущества, переданного в оперативное управление (хозяйственное ведение), самостоятельно сдавать его в аренду без изъятия из права хозяйственного ведения (оперативного управления).
Большинство судов придерживается позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 22.06.2006 N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» (п. 9), в соответствии с которой собственник имущества, переданного в оперативное управление (хозяйственное ведение), не вправе самостоятельно сдавать его в аренду без изъятия из права хозяйственного ведения (оперативного управления) независимо от согласия субъекта, обладающего таким правом, на заключение договора.
Также в судебной практике возникает вопрос: влияет ли на заключенный договор аренды тот факт, что имущество, переданное муниципальным образованием в аренду, впоследствии передано в хозяйственное ведение?
3.1. Вывод из судебной практики: Наличие у собственника имущества, переданного в хозяйственное ведение (оперативное управление), права самостоятельно сдавать его в аренду оценивается судами по-разному.
Позиция 1. Собственник имущества, переданного в хозяйственное ведение (оперативное управление), не вправе самостоятельно сдавать его в аренду без изъятия из права хозяйственного ведения (оперативного управления) независимо от наличия или отсутствия согласия субъекта, обладающего таким правом, на заключение договора.
КонсультантПлюс: примечание.
См.: Пункт 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации».
Судебная практика:
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.10.2007 N А10-1053/07-Ф02-8004/07 по делу N А10-1053/07
«…Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 Постановления от 22 июня 2006 года N 21 (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N 23) разъяснил, что собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия на то согласия учреждения.
В то же время согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества.
Поэтому суду следует учитывать, что в случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника.
Исходя из указанных разъяснений, собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия на то согласия учреждения; учреждение вправе сдавать в аренду имущество, но при соблюдении определенных условий…»
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.02.2009 N Ф04-972/2009(772-А27-9)
«…Комитет по управлению госимуществом Кемеровской области согласно договору от 15.12.1998 N 152 закрепил за ГУ «Кемеровский областной учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта» на праве оперативного управления движимое и недвижимое имущество, отраженное на балансе предприятия на 01.10.1998, расположенное по адресу: г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 19.
Впоследствии ГУ «Кемеровский областной учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта» было выдано свидетельство о внесении в реестр федерального имущества за N 010134 имущества, закрепленного на праве оперативного управления.
Из пункта 6.6. Устава учреждения, пункта 3.3. Устава учреждения (в новой редакции от 08.06.2006) следует, что учреждение вправе сдавать в аренду помещения и транспортные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ФГУ «Кемеровский областной учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта» вправе самостоятельно сдавать переданное ему в оперативное управление имущество в аренду.
Данный вывод подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с которой собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом. Поэтому собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
ТУ ФАУГИ не представило доказательств изъятия спорного имущества в соответствии с положениями пункта 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ТУ ФАУГИ не вправе распоряжаться указанным имуществом, заключая договор аренды от 13.02.2006 N 3-02-Ф/06…»
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.05.2008 N Ф04-2970/2008(4955-А45-13) по делу N А45-13495/2006-37/425
«…Принимая постановление об отказе в удовлетворении иска, апелляционный суд обоснованно исходил из положений гражданского законодательства, регламентирующих вопросы распоряжения имуществом, переданным собственником учреждению в оперативное управление, с учетом позиции, изложенной в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 N 23).
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296, 298 Кодекса. При этом собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
Поэтому собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения…»
Постановление ФАС Поволжского округа от 10.07.2009 по делу N А06-4680/2008
«…Оценивая спорные правоотношения, судебные инстанции правомерно исходили из того, что согласно условий договоров срок аренды определен до 20.10.2007, однако до истечения указанного срока (07.10.2007), казенное предприятие уведомило арендатора о несогласии продления арендных отношений вследствие необходимости использования объектов для собственных целей.
Из анализа указанных норм собственник, передав учреждению, имущество на праве оперативного управления не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения, при этом учреждение управляет, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в порядке установленном законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданием собственника…»
Постановление ФАС Поволжского округа от 16.03.2009 по делу N А72-4278/2008
«…Как следует из материалов дела и установлено судом, 13.06.2000 между Комитетом по управлению имуществом г. Ульяновска (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Фартуковым Алексеем Анатольевичем (арендатор) был подписан договор аренды муниципального нежилого помещения N 4645, в соответствии с которым арендодатель обязался предоставить арендатору нежилое помещение общей площадью 87 кв. м., расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Полбина, д. 21 для использования под торговую точку для реализации автозапчастей.
Согласно договору N 198 от 17.11.1995 здание (в котором ответчику предоставлены в аренду нежилые помещения), расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Полбина, 21, закреплено за третьим лицом на праве оперативного управления и находится на его балансе.
Дополнительным соглашением от 10.06.2008 в преамбулу договора аренды муниципального нежилого помещения N 4645 от 13.06.2000 внесены изменения в отношении арендодателя, которым стало муниципальное образовательное учреждение «Межшкольный учебный комбинат N 1».
Собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
В связи с тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства правомерного изъятия спорного имущества из оперативного управления третьего лица, судебной коллегией признается обоснованным и законным вывод суда первой инстанции о том, что истец не вправе был сдавать указанное недвижимое имущество в аренду.
При данных обстоятельствах и с учетом вышеуказанных нормативно-правовых актов договор аренды N 4645 от 13.06.2000 правомерно признан ничтожной сделкой, не влекущей в силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации правовых последствий с момента совершения…»
Постановление ФАС Уральского округа от 25.06.2007 N Ф09-4742/07-С6
«…В силу ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. При этом собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
Из анализа названных норм следует, что собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе без предварительного изъятия распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
Данная правовая позиция содержится в п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации»…»
Постановление ФАС Центрального округа от 21.12.2009 по делу N А62-576/2009
«…Как установлено судебными инстанциями и усматривается из материалов дела, нежилое помещение, являющееся предметом договора аренды N 046-ОБ от 01.02.2007, принадлежит на праве оперативного управления Смоленскому областному государственному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище N 4».
Согласно п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса РФ права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296, 298 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ (в редакции действовавшей на момент заключения договора аренды от 01.02.2007) учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
При этом в силу п. 2 ст. 296 Гражданского кодекса РФ собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно указал на то, что Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области не имел полномочий на распоряжение спорным имуществом путем передачи его в аренду…»
Позиция 2. Собственник имущества, которое передано в хозяйственное ведение (оперативное управление), вправе самостоятельно сдавать его в аренду без изъятия из права хозяйственного ведения (оперативного управления), независимо от того, дал ли субъект, обладающий таким правом, согласие на заключение договора, если имущество использовалось не по назначению.
Судебная практика:
Примечание: Согласно позиции Пленума ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 22.06.2006 N 21 (ред. от 19.04.2007) «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» (п. 9), собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не может им распоряжаться (в том числе сдавать в аренду) независимо от согласия учреждения. Таким образом, данный подход противоречит позиции Пленума ВАС РФ.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.02.2006 N А05-11692/2005-32
«…Как усматривается из материалов дела и установлено судом, здание, расположенное по адресу: Архангельская область, поселок Коноша, улица Садовая, дом 1А, во исполнение постановления главы МО «Коношский район» от 17.05.2003 N 260 по акту приема-передачи передано Школе в оперативное управление.
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Согласно пункту 11 статьи 39 Федерального закона от 10.07.92 N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества.
В силу прямого указания Закона в качестве арендодателя имущества, закрепленного за образовательным учреждением на праве оперативного управления, могло выступать само учреждение.
Однако это не означает, что собственник не может сдать в аренду имущество учреждения, находящееся в его оперативном управлении.
Суд, сославшись на пункт 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению, отказал в удовлетворении иска. Судом правомерно установлено, что собственник здания школы вправе был заключить договор аренды спорного имущества, поскольку Школа не использовала по назначению спорное помещение и договором не нарушены ее права и интересы, а также требования закона…»
Позиция 3. Собственник имущества, которое передано в хозяйственное ведение (оперативное управление), вправе самостоятельно сдавать его в аренду без изъятия из права хозяйственного ведения (оперативного управления) с согласия субъекта, обладающего таким правом, на заключение договора.
Судебная практика:
Примечание: Аналогично предыдущему подходу данная позиция противоречит Постановлению Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 (ред. от 19.04.2007) «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» (п. 9).
Постановление ФАС Уральского округа от 01.08.2007 N Ф09-6106/07-С6
«…В ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В силу ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с названным Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Пунктом 2 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Сам факт заключения договора, в котором собственник имущества указан арендодателем, а субъект права хозяйственного ведения — балансодержателем, не свидетельствует о нарушении вещного права предприятия, если из договора следует, что субъект права хозяйственного ведения по существу согласился предоставить собственнику недвижимого имущества полномочия арендодателя, а получение собственником арендных платежей производится по соглашению между собственником и предприятием о распределении доходов от имущества.
Так как предприятие является участником договора от 04.09.2006 N 590/06, следует считать, что оно распорядилось находящимся у него в хозяйственном ведении недвижимым имуществом в соответствии с п. 2 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и выразило, таким образом, необходимое согласие…»
Постановление ФАС Центрального округа от 17.09.2006 N А14-8037-2005/286/30
«…Из содержания п. 2 ст. 296 ГК РФ следует, что собственник имущества вправе с согласия организации, у которой имущество находится в оперативном управлении, сам сдать имущество в аренду…»
3.2. Вывод из судебной практики: Собственник имущества, переданного в оперативное управление, не может обратиться в суд с иском к арендатору с требованием о возврате этого имущества. При этом не имеет значения, имелось ли согласие учреждения на распоряжение имуществом собственником.
Судебная практика:
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.01.2009 N Ф04-7775/2008(17648-А27-12) по делу N А27-4458/2008-1
«…Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском… к обществу с ограниченной ответственностью «Производственно-эксплуатационный комплекс «Дороги» (далее — ООО «ПЭК «Дороги») об обязании ответчика возвратить арендованное имущество.
Исковые требования… мотивированы прекращением договора аренды…
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, применив положения статей 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, указал, что поскольку истец не мог отчуждать переданное в оперативное управление имущество, то не вправе требовать его возврата.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 21 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296, 298 Кодекса. При этом собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
Поэтому собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
Упомянутое в договоре аренды N 17-09-о/06 от 27.09.2006 имущество передано ГУ «Кузбасское ДКХ» в оперативное управление по акту передачи имущества в оперативное управление от 30.12.2003 на основании решения комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 21.08.2003 N 3-2/1049. Доказательств изъятия этого имущества из оперативного управления третьего лица истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, как верно отметил суд первой инстанции, у комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области не имелось оснований для обращения с данным исковым заявлением…»
3.3. Вывод из судебной практики: С момента госрегистрации права хозяйственного ведения за муниципальным предприятием к нему переходят права арендодателя по договору аренды, заключенному в отношении этого имущества его собственником (муниципальным образованием).
Судебная практика:
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.07.2009 по делу N А42-4223/2008
«…Между Комитетом и Предприятием 07.09.2005 заключен договор N 986/01 о закреплении муниципального имущества (в том числе, спорного здания) на праве хозяйственного ведения.
Из приведенных положений гражданского законодательства в совокупности следует, что арендодателем имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, вправе выступать это предприятие, а собственник не наделен правом сдавать такое имущество в аренду.
При таких обстоятельствах суды правомерно посчитали, что с момента государственной регистрации за Предприятием права хозяйственного ведения в отношении спорного здания права арендодателя этого имущества перешли к Предприятию…»
studfiles.net
Как заключить договор оперативного управления имуществом: 5 правил
В настоящее время большую популярность набирают правоотношения, связанные с арендой недвижимого имущества, без приобретения права на него. Разновидностью таких соглашений является договоренность между субъектами экономических отношений по оперативному управлению недвижимым имуществом.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-42-46. Это быстро и бесплатно!
Суть и назначение договора оперативного управления недвижимым имуществом
Как было указано выше, данное соглашение является разновидностью договора аренды, но такие правоотношения не урегулированы отдельными нормами Гражданского кодекса, поэтому применяется сложившаяся юридическая практика.
Исходя из этого, под договором оперативного управления имуществом подразумевается письменное соглашение между субъектами хозяйственной деятельности, либо муниципальными (государственными органами), на основании которого, одна сторона, которой принадлежит недвижимое имущество, передает его в управление другой стороне, при этом за это не берется плата.
Такое существенное отличие его от договора аренды. Плюс к этому нужно добавить, что недвижимое имущество, передающееся таким способом, должно быть поставлено на баланс субъекта хозяйственной деятельности, и соответственно оперативный управитель платит налоги, проводит амортизационные отчисления.

Правовые нормы оперативного управления.
Исходя из этого, можно выделить три основных отличия такого соглашения от других способов передачи имущества в пользование:
- за пользование имуществом не берется плата, то есть сделка безвозмездная;
- полученный объект недвижимости становится на баланс юридического лица, и с него идет обязательная уплата всех налогов и сборов;
- полученное таким образом имущество через некоторый промежуток времени возвращается его владельцу, то есть его нельзя продать, подарить, передать в субаренду.
Важно запомнить, что все договора по оперативному управлению имуществом должны пройти обязательную регистрацию в специальном государственном органе.
Что такое договор риэлторских услуг и когда его следует заключать, читайте по ссылке.
Если такой процедуры не будет, то соглашение автоматически будет признано недействительным, а это значит, что стороны не наделяются никакими правами и обязанностями.
Понятие и субъекты оперативного управления имуществом
Для того чтобы разобраться в том, какое имущество может передаваться в оперативное управление, нужно понимать, что подразумевается под этим действием.
Оперативное управление предусматривает факт передачи имущество в полное распоряжение одной из сторон. Такое право несколько ограничено, поскольку объект не может стать собственностью управителя, и без согласия владельца передаваться по аналогичному договору третьей стороне.
Хотите продать дачу? Для этого нужно составить договор, а что он должен включать — читайте в этой статье.
Сторона, получившая объект недвижимости в оперативное управление должна использовать его по назначению, имеет право ремонтировать, улучшать (с разрешения собственника). По окончании срока договора, имущество должно быть передано назад со снятием с баланса владельцу в таком же или улучшенном состоянии.
Субъектами таких правоотношений выступают только лица, ведущие экономическую деятельность, а также органы муниципалитета или государственной власти. В эту категорию можно отнести и индивидуальных предпринимателей, которые будут выступать не как физическое лицо, а как ИП.
Что такое оперативное управление, смотрите в этом видео:
Поэтому можно прийти к выводу, что передавать имущество в оперативное управление можно только то, что используется для хозяйственной деятельности и является средствами производства (склады, офисные помещения).
В эту категорию не подпадает жилая недвижимость. Образец договора на оперативное управление имуществом, можно скачать ниже.
Важно запомнить, что участниками таких правоотношений не могут выступать граждане (физические лица). Это вызвано тем, что принадлежащее им имущество невозможно передать юридическим лицам, без переоформления права собственности.
Особенности договора управления муниципальным имуществом
Муниципальное имущество имеет особый статус, поскольку принадлежит государству в лице местного образования. Закон не накладывает запрет на передачу его в оперативное управление, но требует специальной процедуры.
Его распорядителем является глава образования, и только ему принадлежит право передачи имущества и подписания соответствующего договора. Как было указано выше, данные органы также являются субъектами таких правоотношений.
Перед тем, как передать муниципальное имущество в оперативное управление, должно быть вынесено соответствующее разрешение, и выдан приказ за подписью главы образования. Это будет основанием снятия его с баланса муниципалитета, и соответственной постановки на учет в субъекте хозяйственной деятельности.
В квартире можно жить по договору социального найма, а что это такое и есть ли в таком договоре преимущества, читайте по ссылке.
Исходя из этого, особенности такого договора будут следующие:
- сторонами будут выступать муниципалитет в лице главы, а также юридическое лицо;
- должна быть проведена оценка передающегося имущества, если нет его кадастровой стоимости.
Кроме этого к самому договору должна быть приложена заверенная копия приказа о разрешении на передачу имущества в оперативное управление, а также справка, о том, что оно снято с баланса муниципального органа.
Что входит в оперативное управление компанией, расскажет это видео:
Важно понимать, что муниципальное имущество не может быть передано на баланс индивидуального предпринимателя. Это прямо не запрещено законом, но на данный период времени сложилась определенная юридическая и судебная практика по таким вопросам.
Порядок заключения договора оперативного управления
Когда принято решение о передачи недвижимого имущества в оперативное управление, необходимо следовать определенным правилам, чтобы все было оформлено по закону. Рассмотрим пошаговую инструкцию такой передачи.
- Первое это достижение предварительной договоренности о передаче и принятии недвижимого имущества в оперативное управление. Она достигается между двумя юридическими лицами (муниципалитетом), ИП. По желанию объект может быть осмотрен, проведена его предварительная оценка.
- После того, как такая договоренность достигнута, стороны проверяют наличие арестов и других запретов на действия с имуществом, и, если таковых нет, готовят договор. О его обязательных реквизитах будет рассказано ниже.
- Следующий шаг — это подписание соглашения. Оно должно быть письменным, нотариальная регистрация не обязательна. В нем прописываются все права и обязанности сторон, порядок расторжения договора.
- После подписания соглашения, сторона передавшая имущество в оперативное управление, снимает его со своего баланса, а принявшая ставит на свой учет. Именно с этого момента нужно уведомить налоговую инспекцию, чтобы тому лицу, кто передал, не насчитывались налоги.
- Последний шаг состоит в том, что сторона принявшая объект в оперативное управление, обязана взять оригинал договора и отвезти его в специальную регистрационную службу, чтобы соглашение попало в специальный государственный реестр.
Когда следует подписывать дополнительное соглашение к договору аренды, ответ находится здесь.
После этого управитель получает право на распоряжение имуществом. Важно запомнить, что недвижимость переданная таким образом должна использоваться только по ее целевому назначению. Нарушение этого правила может привести к тому, что договор может быть разорван досрочно.
Основные положения документа
Договор об оперативном управлении имуществом, должен иметь обязательные реквизиты, о которых и пойдет речь.
- Предмет соглашения. Это конкретный объект недвижимого имущества, который имеет индивидуальные признаки (материал, из которого он сооружен, квадратуру, а также находящиеся в нем пристройки, подсобные помещения и оборудование). Это в обязательном порядке нужно описать, и приложить техническую документацию.
- Цена договора. Как было указано выше, это безвозмездная передача имущества, поэтому никакой цены указано не будет.
- Права лица, которое передает имущество. В этих пунктах нужно четко прописать что, без его разрешения управителю запрещается передавать имущество в аренду, продавать, дарить, а также совершать с ним иные действия, кроме использования по назначению в своей хозяйственной деятельности. Также следует указать, что представители владельца имеют право доступа к имуществу в любое время, без каких-либо ограничений, для проверки технического состояния. Последнее, это пункты, содержащие возможность ремонта, и улучшения помещения.
- Права управителя. Эти пункты предусматривают использование помещения по назначению, проведение некоторого ремонта, в случае необходимости, а также иные действия по согласованию с владельцем.
- Обязанности собственника. Он обязан передать помещение на условиях договора, а также в том техническом состоянии, которое выявлено при проведении предварительного осмотра. Кроме этого он не должен препятствовать хозяйственной деятельности в этом помещении.
- Обязанности управителя. Такой субъект хозяйственной деятельности обязан содержать объект недвижимого имущества в надлежащем состоянии, умышленно не портить его товарную стоимость, уплачивать все обязательные налоги и взносы. Без разрешения собственника не передавать его в пользование и собственность третьих лиц.
- Форс мажорные обстоятельства. В принципе во всех договорах они стандартные, это отсутствие вины в случае повреждения имущества при стихийных бедствиях, а также иных непредвиденных обстоятельствах.
Как правильно расторгнуть договор купли-продажи, узнаете по ссылке.
Важно запомнить, что по всем возникшим разногласиям, стороны должны подписывать дополнительные соглашения.

Договор оперативного управления.
Прекращение договора
Данное соглашение прекращается по двум основаниям:
- Окончание срока действия договора. Это условие прописывается в нем, и если одна из сторон не желает дальнейших правоотношений, то она уведомляет об этом за месяц до окончания действия соглашения.
- В случае если были нарушены его пункты. Это может быть использование имущества не по назначению, повреждение его, либо совершение с ним иных действий без согласия владельца. Также сюда входит реорганизация или банкротство одной из сторон.
Особенности аренды нежилого помещения можно узнать тут.
Важно запомнить, что действия управителя, по которым он передаст принятое имущество в собственность третьего лица, влекут не только разрыв соглашения, но и судебные тяжбы по возврату недвижимости.
Договор управления недвижимым имуществом — это соглашение, по которому одна сторона безвозмездно передает другой свою собственность во временное пользование и использование по прямому назначению, с постановкой на баланс и уплатой налогов.
Бесплатная консультация
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:Бесплатная консультация
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже: | Оставить отзывpronovostroyku.ru
О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ В АРЕНДУ ФЕДЕРАЛЬНОГО НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ОПЕРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ВУЗОВ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА |
О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ В АРЕНДУ ФЕДЕРАЛЬНОГО НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ОПЕРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ВУЗОВ
Сгибнева Ольга Валериевна
Начальник юридического отдела ГОУ
Московского государственного индустриального университета
Дырда Виктория Александровна
Юрисконсульт ГОУ
Московского государственного индустриального университета
Государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, владея на праве оперативного управления федеральным недвижимым имуществом, вправе выступать в качестве арендатора или арендодателя этого имущества.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» сдача в аренду государственным высшим учебным заведением закрепленных за ним объектов собственности осуществляется без права выкупа с согласия ученого совета высшего учебного заведения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе. Причем средства, полученные образовательной организацией в качестве арендной платы, должны использоваться для обеспечения и развития образовательного процесса в высшем учебном заведении (п. 90 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 05.04.2001 № 264).
Таким образом, несмотря на то, что собственником недвижимого имущества государственных вузов является государство в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, правопреемника Министерства имущественных отношений Российской Федерации (см. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), образовательные учреждения высшего профессионального образования вправе самостоятельно решать вопрос о сдаче в аренду закрепленного за ними на праве оперативного управления недвижимого имущества. Из этого следует, что государственные вузы вправе самостоятельно, без согласования с соответствующим территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом заключать договоры аренды федерального недвижимого имущества (зданий, сооружений, помещений и т. п.). При этом образовательные учреждения не вправе сдавать в аренду земельные участки, если иное не предусмотрено в договоре с соответствующим земельным комитетом. Согласно требованиям действующего законодательства вузы не обязаны заключать трехсторонние договоры аренды, где арендодателем является соответствующий орган Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, а образовательное учреждение – только балансодержателем. Вузы не должны даже согласовывать (визировать) договоры аренды в органе по управлению федеральным имуществом. | Образовательные учреждения высшего профессионального образования вправе самостоятельно решать вопрос о сдаче в аренду закрепленного за ними на праве оперативного управления недвижимого имущества. |
Требования соответствующих органов по управлению федеральным имуществом об участии в договорах аренды в качестве арендодателей либо согласовании условий договоров аренды незаконны. Вузы должны самостоятельно заключать арендные договоры, соблюдая требования действующего законодательства (о которых пойдет речь ниже), а затем представлять копии заключенных договоров по почте в экспедицию соответствующего территориального органа по управлению федеральным имуществом, то есть уведомить представителя собственника о передаче федерального недвижимого имущества в аренду. Этого достаточно. Но на практике подавляющее большинство государственных вузов продолжают согласовывать договоры либо заключать трехсторонние договоры аренды с территориальными органами по управлению федеральным имуществом. А зачем тратить столько времени на согласования, если этого не требуют нормы федеральных законов?! Конечно, руководство многих вузов считает, что без согласования договора аренды с органом по управлению федеральным имуществом соответствующее казначейство не «пропустит» арендные платежи.
Однако согласно недавно принятому приказу Минфина России от 30.06.2004 № 57н «Об утверждении Положения о порядке осуществления операций по использованию средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование» (комментарий начальника отдела методологии казначейского исполнения федерального бюджета Министерства финансов Российской Федерации Т.В. Саакян отдельных положений нового порядка читайте в журнале «Советник бухгалтера социальной сферы» № 8(20) 2004, стр. 34-41) в органы казначейства вузам необходимо представлять только копии договоров аренды. В приказе указано: «основанием для открытия лицевого счета по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей (далее – лицевой счет по коду 11) являются представленные в органы федерального казначейства копии договоров на передачу в аренду федерального имущества, заключенных арендодателем с арендаторами в соответствии с законодательством Российской Федерации» (абз. 3 п. 6 приказа).
Более того, судебные споры, инициированные органами по управлению федеральным имуществом по поводу передачи вузами в аренду недвижимого имущества без согласования с собственником, как правило, оканчивались не в пользу последних.
Приведем пример из арбитражной практики:
В арбитражный суд обратилось Минимущество России с иском к ООО «Весткар» об истребовании имущества из чужого незаконного владения и просило обязать Ответчика освободить занимаемое им нежилое помещение в здании, закрепленном на праве оперативного управления за государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования – Военной академией Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.
В первой и апелляционной инстанции иск был удовлетворен. Кассационная инстанция отменила предыдущие судебные постановления и пришла к выводу о том, что согласно п.
www.referent.ru
Оперативное управление недвижимым имуществом — советы адвокатов и юристов
Краткое содержание
1. Как обратиться в Арбитражный суд для изъятия недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления территориальных налоговых органов, площадь которого превышает норматив общей площади, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 №3
1.1. Здравствуйте Руфия. Для обращения в Арбитражный суд вам нужно составить исковое заявление.
2. Как определить возможность передачи площадей, закрепленного на праве оперативного управления за инспекцией в безвозмездное пользование, аренду, оперативное управление, или изъятие недвижимого имущества в казну следующего объекта с баланса, в связи с сокращением расходов на содержание, если фактически занимаемая площадь будет превышать норму, установленную Постановлением Правительства Российской Федерации? Какой порядок передачи?, спасибо.
2.1. В статье 296 ГК РФ сказано:. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ
Собственник и должен разработать Порядок передачи неиспользуемых площадей в аренду или безвозмездное пользование.
3. Возможно ли рассмотрение вопроса о передаче в оперативное управление недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за инспекцией другим федеральным структурам и ФКУ, или изъятие недвижимого имущества в казну следующего объекта с баланса.
3.1. Нельзя передать имущество, находящееся в оперативном управлении без согласия собственника третьему лицу. Такое имущество и так находится в казне, но передано в оперативное управление. Его можно передать другому субъекту только на основании распоряжения.
4. В какой статье ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года ПРОПИСАНО, ЧТО если право оперативного управления заключено больше чем на 1 год то надо регистрировать в органах по регистрации прав. Если меньше года то регистрировать не обязательно, но каждый год надо заключать новый договор?
4.1. Нет такой нормы в федеральном законе №122-ФЗ от 21 июля 1997 года, о том что если право оперативного управления заключено больше чем на один год то это право нужно регистрировать К вашему сведению право оперативного управления не заключается, а на праве оперативного управления имущество закрепляется собственником имущества за учреждением или казенным предприятием
Гражданским законодательством не устанавливает срок закрепления имущества на праве оперативного управления если речь идет о закреплении в оперативное управление недвижимого имущества, то такое закрепление подлежит регистрации вне зависимости от срока
Скорей всего вы путаете оперативное управление в договором аренды недвижимого имущества, когда требуется регистрация если срок аренды превышает один год
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если договор заключен на срок более одного года
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Статья 296. Право оперативного управления
(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)
1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления
1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
5. Может ли бюджетная организация сдать в субаренду государственное недвижимое имущество закрепленное за ним на праве оперативного управления?
5.1. Доброго времени суток! Может, но только с письменного согласия собственника казенного имущества, без согласия сдать в аренду не имеют право
5.2. Здравствуйте! Заключить договор аренды или субаренды недвижимого имущества можно только с согласия собственника недвижимости.
6. Чем отличается ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ имуществом (в гос. бюдж. Учреждении) от БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. Вопрос касается использования (или управления) недвижимое имущество.
6.1. Здравствуйте,
Безвозмездная пользование, это практически аренда помещения, только на безвозмездной основе, то есть арендную плату платить не нужно
Желаю Вам удачи и всех благ!
7. Может ли бюджетная организация, в оперативном управлении которой находится недвижимое имущество, перевести жилые помещения в которых проживают люди в статус служебного? Если могут, то на основании какого закона или нормативных органов?
7.1. ДОБРОЕ ВРЕМЯ СУТОК
Смотря по какому договору проживают люди — если по договору социального найма — то не имеет права
УДАЧИ ВАМ, И ВСЕГО ХОРОШЕГО
7.2. Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 «Об повреждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений». Проведя процедуру, установленную настоящими Правилами Вы можете перевести жилые помещения в специализированный жилищный фонд. Будьте внимательны, как следует из вопроса, жилые помещения, которые Ваша организация планирует перевести в специализированный жилищный фонд заняты, в них проживают люди. Пункт 3 вышеуказанных Правил в императивной форме определяет, что «отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество«.
Бесплатный вопрос юристам онлайн
Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
www.9111.ru